Сайт о соотечественниках и для соотечественников

Что в имени тебе моём?

Литературоведы не всегда могут доверять дневникам и письмам самого писателя и современников, даже юридическим документам. Кроме того, следует помнить, что писатели — фантазеры, и не все в их биографиях стоит брать на веру

Научные работы Вячеслава Кошелева помогли широкому читателю по-новому взглянуть на биографии русских писателей

Профессор кафедры русской и зарубежной литературы НовГУ, известный пушкинист Вячеслав Кошелев уже много лет является руководителем научной школы при филологическом факультете Новгородского университета «Биография писателей и литературный процесс». Это направление объединяет около 15 специалистов по русской литературе из разных городов России. Литературоведы анализируют творчество Пушкина, Блока, Фета и других классиков.

Фандорин и политика

— Вячеслав Анатольевич, насколько важна биография для понимания творчества того или иного писателя?

— Возьмем пример из современной литературы. Сейчас очень популярны книги Бориса Акунина. Известно, что под этой литературной маской скрывается другой человек — Георгий Чхартишвили, специалист по японской литературе. В свое время он разработал успешный проект «Борис Акунин», а сейчас в русской литературе появились Анатолий Брусникин и Анна Борисова... Теперешний Чхартишвили активно занимается политикой, в частности, он стал одним из организаторов митинга на Болотной площади. Но какое, казалось бы, дело до политики творцу Эраста Фандорина? Без знания биографии автора мы никогда не поймем, что связывает писателя Акунина и япониста Чхартишвили, и почему вдруг ученый стал заниматься политикой. Биография влияет на литературный процесс и во многом определяет специфику творчества.

— Нередко биография писателя является «крепким орешком» для ученых. Ведь в ней факты иногда переплетаются с вымыслом. Как же отделить одно от другого?

— Литературоведы не всегда могут доверять дневникам и письмам самого писателя и современников, даже юридическим документам. Так, мы до сих пор не знаем точного возраста Грибоедова. Если известный драматург родился в 1795 году, как принято считать, значит, он поступил в Московский университет в 11 лет, а в 14 лет закончил два факультета со степенью кандидата наук. А если в 1790-м году — тут уже совсем иное представление.

Кроме того, следует помнить, что писатели — фантазеры, и не все в их биографиях стоит брать на веру. Например, Александр Пушкин любил выдумывать, особенно, как сам признавался, с женщинами. На сегодняшний день известно около 70 обстоятельных жизнеописаний поэта, среди которых нет ни одного объективного. Так, до сих пор остается загадкой сообщение из его письма к жене, где встречается фраза: «Видел я трех царей. Первый велел снять с меня картуз и пожурил за меня мою няньку». Очевидно, поэт намекает на свою встречу с Павлом I. Между тем известно, что Пушкин родился в Москве в мае 1799 года, а император был убит в Петербурге в марте 1801-го. Значит, при предполагаемой встрече Пушкину не могло быть больше полутора лет. А какой же «картуз» в этом возрасте? Кроме того, Павел I, ставши царем, Москву не посещал, а сведений, что малолетний Пушкин бывал в Петербурге, не сохранилось. Явно этот эпизод поэт выдумал. Однако действительные встречи Александра Сергеевича с царями нашли отражение в его творчестве. В «Капитанской дочке» Маша Миронова, гуляя, встречает императрицу Екатерину II в саду Царского Села — почти как сам Пушкин, чья судьба решилась после одной из таких встреч летом 1831 года.

— Принято считать, что каждый период творчества связан с какой-то важной вехой в жизни писателя. Так ли это?

— Искать закономерности в биографии писателя сложно: она нередко зависит от серии случайностей. Например, осенью 1830 года, за четыре месяца, Пушкин написал почти половину своего творческого наследия — пьесы, поэму «Домик в Коломне», две главы «Евгения Онегина», «Повести Белкина», массу поэтических набросков. Открылся какой-то источник вдохновения?

Все оказалось намного прозаичнее: когда поэт посватался к Наталье Гончаровой, ее семья поставила жениху условие: обеспечить невесту приданым. В качестве подарка поэт выбрал небольшое имение возле села Болдино в Нижегородской губернии. Но когда Александр Сергеевич приехал в Болдино, он не мог выехать оттуда четыре месяца: из-за эпидемии холеры был объявлен карантин и закрыты дороги. Оказавшись отрезанным от мира, без книг и других развлечений, поэт начал воплощать свои творческие замыслы. Впоследствии биографы назовут этот эпизод «болдинской осенью».

Две дуэли

— Литературоведам нередко приходится сталкиваться с некоторыми щепетильными фактами в биографии известных писателей, которые обычно не освещаются школьными учебниками. Так, известно, что французский поэт Поль Верлен искал вдохновение в вине.

— Творчество Верлена действительно во многом пьяное. То же самое можно сказать и о некоторых стихах Есенина. Сложные факты есть в биографии почти каждого известного поэта, просто раньше они замалчивались. Так, с дуэлью Пушкина и Дантеса связана непростая история. Есть предположения, что француз использовал жену поэта Наталью Гончарову в качестве ширмы для сокрытия своих гомосексуальных связей. Оказавшись поневоле втянутым в эту историю, Александр Сергеевич послал Дантесу вызов.

— История литературы знает еще одну непростую дуэль — Михаила Лермонтова с давним приятелем Николаем Мартыновым. Отразился ли непростой характер поэта в его творчестве?

— Лермонтов всегда отличался язвительным нравом. Будучи в Пятигорске, поэт прилюдно оскорбил Мартынова, давнего однокашника. Друзья даже не верили в серьезность дуэли и отправились покупать шампанское — отпраздновать примирение. Поэт всю дорогу к месту поединка шутил, а на дуэли выстрелил в воздух, сказав, что не хочет стрелять в такого дурака... Мартынов же — прямо в грудь друга. Дальнейшая судьба убийцы поэта оказалась несчастливой: он оставил полк и потом ушел в монастырь.

Литературоведам необходимо работать с такими фактами, чтобы лучше понять творчество писателя. Отмечу, что есть много свидетельств, что женщины страдали от Михаила Юрьевича, впрочем, как и он от них. Известен случай, что поэт распространял в обществе письмо собственного сочинения, порочащее репутацию одной дамы. И многие герои его произведений относятся к дамам довольно жестоко, вспомним хотя бы Печорина. Об эгоистичной любви Лермонтова говорят и следующие строки стихотворения:

За каждый светлый день иль сладкое мгновенье

Слезами иль тоской заплатишь ты судьбе.

Мне грустно потому... что весело тебе.

Итак, она звалась Татьяной

— Александр Пушкин, пользовавшийся популярностью среди слабого пола, питал к женщинам совсем другую любовь — светлую, бескорыстную, которая также отразилась в его любовной лирике. Между тем его считают понятным, простым поэтом.

— Какой же он простой! За внешней простотой его творчества скрываются огромная глубина и мастерство. Вспомните «школьное» стихотворение:

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Здесь нет ни одного эпитета, ни одной метафоры: представить его на другом языке невозможно: вся прелесть осознается именно по-русски. Фраза «Я вас любил» повторяется трижды, но каждый раз — с разным логическим ударением. И произведение дышит тревогой и великодушием, страданием и радостью. И необычной логикой. Обычная ведь какая: «Я вас любил так нежно — как никто никогда любить не будет»... А как у Пушкина?

И простой, казалось бы, образ Татьяны из «Онегина» раскрывается в незаметных деталях. В письме Онегину героиня, признаваясь ему в любви, говорит: «Ты мне послан Богом». Татьяна имеет в виду, что из всего миллионного населения на Земле есть один человек, предназначенный только ей. Встретиться с ним практически невозможно. Но эта встреча все же произошла, и Татьяна это почувствовала. Она обладает огромным чувством другого человека. Пушкин пишет: «Татьяна ждет, с утра одета». В этих трех невзначай брошенных словах прячется глубокий смысл. Героиня с утра наряжается для свидания, а ведь в те времена туалет дамы занимал очень много времени, не говоря уже о том, как тяжело было ходить в праздничном платье, со всеми кожаными корсетами, в августовскую жару. Но Татьяна чувствует — Онегин должен приехать, и хотя никакими объективными данными это не подкрепляется, оказывается в своем чувстве абсолютно права... Тексты любого писателя — Пушкина в особенности — требуют внимательного, медленного чтения.

Оригинал публикации: Новгородские ведомости
 
 
Подписаться на комментарии Комментарии 0
 
 

Новости партнеров

MarketGidNews
JHF.ru
Redtram
Loading...

Новости партнеров


 
Зарегистрироваться
Вход
Через социальные сети
Почта
Забыли пароль?
Пароль
Войти
Регистрация
Все поля обязательны к заполнению
Адрес электронной почты
(используется для входа на сайт)
Имя
(ваша подпись видна другим пользователям)
Пароль
Напомнить пароль
Адрес электронной почты
Удалить
Отмена
map
Настройки профиля
Выбрать файл
Адрес электронной почты
(используется для входа на сайт)
Ник
(ваша подпись видна другим пользователям)
ФИО
Дата рождения
Новый пароль
Повтор пароля
Отмена
Дата публикации
c
по
Отмена