Сайт о соотечественниках и для соотечественников

Душа Сербии. Часть 1

Для американца или для европейца упорство сербов, отказывающихся признавать независимость Косова, кажется совершенно непонятным. Сербы же отвечают: "Без Косова нет Сербии",

Для американца или для европейца упорство сербов, отказывающихся признавать независимость Косова, кажется совершенно непонятным. Сербы и так уже теряли большие территории с 1992 года, так чего упорствовать из-за очередной провинции? Сербы же отвечают: "Без Косова нет Сербии", сравнивая этот край с сербским сердцем, а некоторые, возражая первым, говорят, что Косово - не сердце, а душа Сербии.

Косово для сербов это то, что для русских слитые воедино Киев и Новгород, Владимир, Москва и Куликово поле, то же, что для крестоносцев - Святая земля Палестины. Кстати, Сербской Палестиной Косово называли еще до рождения независимой Сербии в XIX веке. По количеству архитектурных памятников средневековья край Косово и Метохия до 1999 года занимал в Европе первое место... В прошлом году в Косово проходила научная конференция, в работе которой принял участие и фрязинец Максим Анисимов - научный сотрудник Института российской истории РАН. Его рассказ предлагаем вашему вниманию.

Косово и Метохия

Косово и Метохия, сокращенно Космет - так официально называют эту землю сербы. Для албанцев и Запада - это просто Косово, точнее, на албанский манер - "Косова".

Разница имеет принципиальное значение - Метохия, западная, гористая часть края, по-гречески означает "церковная земля", и полным названием сербы подчеркивают историческое прошлое этой территории - свое прошлое. Албанцы в крае - элемент пришлый, в этом не было сомнений и в XIX веке. На протяжении веков албанцы спускались со своих гор на эту плодородную землю, вытесняемые бесплодием скал и постоянным ростом населения. Сербы, центром владений которых было Косово, вытеснялись из края и албанцами, и турками.

Самый массовый исход сербов был в 1690 году, во время австро-турецкой войны, когда сербский патриарх Арсений Черноевич вывел из Косово и Метохии в австрийские владения, к Белграду, несколько десятков тысяч своих соплеменников.

В Косово я был в октябре прошлого года, на научной конференции "Косово и Метохия в цивилизационных течениях". Конференция была организована философским факультетом Приштинского университета, который до сих пор носит это название, хотя все сербские преподаватели и студенты переехали из Приштины, нынешней столицы албанского Косово, в Косовску Митровицу, последний крупный оплот косовских сербов, находящийся на севере края. Конференция была очень широкой - заседания проводились по нескольким дисциплинам сразу - история, филология, литература, социология, педагогика, психология и неизвестная мне ранее андрагогика. Оказалось, что это нечто вроде педагогики для взрослых, наука, помогающая людям социализироваться, то есть становиться полноценными членами общества. Из России прибыло достаточно много людей, из широко известных - философ Александр Дугин и политик Сергей Бабурин.

Митровица

Город Митровица получил свое старинное название от храма святого Димитрия Солунского. Город разделен на две неравные части - северную, меньшую, сербскую и южную - албанскую, границей между ними является река Ибар. Сгоревший православный храм остался в южной половине города, сербы выстроили в своей части на одной из вершин новый храм в средневековом сербском стиле. Обе части города соединяет мост, часто мелькавший в выпусках новостей, на котором еще год назад проходили кровавые столкновения. Сейчас ситуация нормализовалась, и полгода назад от моста ушли танки и бронемашины французских солдат. Теперь по обе стороны моста стоят только будочки косовских полицейских. За ситуацией постоянно наблюдают несколько сербов из специальной "Дружины моста св. Димитрия". Их задача - в случае массового появления албанцев на той стороне срочно сообщить своим товарищам об этом и успеть собрать на своей стороне столь же массовую толпу.

По мосту в нынешнее время можно спокойно пройти из одной части в другую, но людей ходит мало. Встреченная здесь албанка, живущая в сербской части и говорящая по-сербски, говорила, что ходить туда и обратно можно совершенно спокойно. Сербы же в северной части города на вопрос о том, можно ли пройти на албанскую сторону, с изумлением качали головами, утверждая, что такое может прийти в голову только сумасшедшему.

Раньше город жил за счет крупнейшего в Югославии свинцово-цинкового комбината "Трепча", он оказался в сербской части, и теперь закрыт решением миссии ЕУЛЕКС, наблюдающей за Косово. Косовска Митровица во времена Югославии насчитывала более 40 тысяч человек. Сколько теперь живет в Митровице, не знали и местные жители, и не может подсчитать ОБСЕ - из сербской части в южную переселились албанцы, вместо них прибыли тысячи сербских беженцев со всех сторон Косово. Но по примерным подсчетам международных наблюдателей, в Северной Митровице проживают сейчас 20 тысяч человек.

В сербской Митровице и в трех соседних сельских общинах работают сербские органы власти, есть представительства правительственных учреждений и банков Сербии.

Никаких следов албанской администрации "независимого Косова" нет, исключая полицейских. Полиция в крае одна - с косовским албанским гербом на автомобилях и нарукавных шевронах. Служат в ней, вероятно, как албанцы, так и, в сербских районах, сербы.

В Митровице на улицах стоят рекламные щиты с призывом служить в полиции, обеспечивающей порядок и безопасность для всех. Щиты эти на сербском языке в сербской части Митровицы, на албанском - по всему Косову. Сербы бойкотируют все выборы, организуемые албанским правительством, а албанцы не признают выборов, проходящих у сербов.

По Митровице перемещаются джипы, грузовики и бронеавтомобили КФОР. Оружия в городе, как говорят, много, оно припрятано на всякий случай, и лишь победа футбольной сборной Сербии над Румынией, позволившая сербам попасть на чемпионат мира, заставила некоторых сербов достать автоматы и устроить импровизированный салют. Вообще город встретил это событие восторженно - помимо сербского патриотизма, жители Митровицы чувствовали свою причастность к этой победе - Милош Красич, выступающий за московский ЦСКА - лучший игрок того матча и лучший футболист Сербии - их земляк, уроженец этого города.

В сербской Митровице имеют хождение сербские динары (один российский рубль примерно равен двум динарам), тогда как во всем албанском Косово официальным средством платежа является евро. Банкоматы, вероятно, работающие по лицензии Приштины, выдают только евро. Цены в сербских магазинах вблизи моста через Ибар указываются часто в двух валютах, вероятно, для албанцев, приходящих с южной стороны. В городе нет крупных гостиниц - никто и не думал о том, что Косовска Митровица будет играть такую важную роль, а городу со значением обычного российского райцентра нормальные гостиницы не полагались и в Югославии.

Газ до Митровицы тоже не дошел, что объясняется гористой местностью края, и горячую воду в домах горожан обеспечивают электрические бойлеры. При этом за электричество горожане не платят вообще - у них нет даже квитанций на оплату, нет вообще никаких платежек, но при этом свет в городе есть, как и вода, хотя с ней в ночное время бывают перебои. Кто-то, вероятно, все же платит за потребляемое городом электричество, возможно, это делают власти Сербии или ЕС.

Гаражей в городе тоже нет, и все автомобили ночуют под окнами домов, из-за чего по тротуарам пройти совершенно невозможно - они все заняты автомобилями, поэтому пешеходы идут по проезжей части, которая также заставлена машинами, кроме узкого проезда, в котором ухитряются разъезжаться встречные машины. При этом у многих машин напрочь отсутствуют номера - в албанской части края невозможно появиться с сербскими номерами, в северной - с номерами "независимого Косова", потому тем, кто ездит за пределы своих территорий, безопаснее передвигаться вообще без номеров или одевать их при въезде в соответствующую часть Косова или в Сербию.

Григорий Щербина

В центре сербской части, недалеко от моста, ведущего в албанскую часть, стоит статуя русского консула в Митровице Григория Щербины, убитого в 1903 году албанцем. Щербина был первым и последним русским консулом в этом тогда еще турецком городе, его назначение вызвало негодование албанцев, которые, собравшись в окрестных горах, совершили нападение на город, угрожая перебить все сербское население, защищать которое приехал русский консул. Командир турецкого гарнизона (к слову, чуть ли не единственный из своих коллег в других косовских городах, кто осмелился на это) приказал отразить нападение, и пушечными залпами турецкие солдаты рассеяли албанцев, нанеся им чувствительные потери. Албанцы бежали в горы, окружающие город, а в русского консула Щербину, отправившегося осматривать городские окрестности вблизи турецкого военного лагеря, выстрелил турецкий солдат, по происхождению албанец. Получив тяжелую рану в живот, Щербина, несмотря на усилия врачей, в том числе и специально присланного от турецкого султана, после тяжелых мучений, скончался. Памятник ему стоял в южной части города, где он и был смертельно ранен (северная разрослась уже позже) и был разрушен албанцами после ухода сербской армии из Косова. Сербы восстановили его в своей части, и теперь Щербина смотрит на растяжку на противоположной стороне улицы, на которой написано по-сербски "Россия с нами!".

Кроме этих официальных свидетельств отношения к России косовских сербов, в городе множество "неофициальных" сообщений - граффити или листовок. Граффити в основном на английском языке, вероятно, специально для натовских миротворцев, "приглашающие" их покинуть Косово, сравнивающих ЕС и его миссии в крае с фашистами, просто надписи "Russia" или даже "God protects Ossetia". На главной улице (на которой много вездесущих лоточных торговцев-китайцев) на домах наклеены листовки на сербском:

"Хотим русскую армию!" и "Только Россия спасает сербов!". Последняя фраза - переиначенный лозунг, по легенде восходящий к святому Савве Сербскому, к XII веку и широко использовавшийся в XIX-начале XX вв. - "Только согласие спасает сербов" (по-сербски "Само слога Србина спасава", чем сербами традиционно объясняется появление четырех букв "С" на сербском гербе, вокруг двуглавого орла или сербского креста).

На дороге, ведущей из Сербии в Митровицу, на одном из придорожных кафе на крыше установлен овальный двусторонний портрет. С одной стороны дороги на нем виден Д. Медведев, с другой - В. Путин.

На открытии конференции в Косовску Митровицу прибыл из Белграда посол России в Сербии Александр Конузин, которого тут же окружило множество репортеров и журналистов. Россия занимает достаточно заметное место в сербской прессе. В то время там готовились к визиту Д. Медведева в Белград и многие газеты посвящали русским официальным лицам и России свои материалы. Это было заметно даже по спортивным страничкам. Естественно, выход сборной Сербии на чемпионат мира по футболу получил первые полосы, но зато рассказ о результатах матчей всех других европейских команд имел название: "У России - только стыковые игры".

Окончание следует…

Максим Анисимов, кандидат исторических наук, научный сотрудник Института российской истории РАН.

Оригинал публикации: Ключъ
 
 
Подписаться на комментарии Комментарии 0
 
 

Новости партнеров

MarketGidNews
JHF.ru
Redtram
Loading...

Новости партнеров


 
Зарегистрироваться
Вход
Через социальные сети
Почта
Забыли пароль?
Пароль
Войти
Регистрация
Все поля обязательны к заполнению
Адрес электронной почты
(используется для входа на сайт)
Имя
(ваша подпись видна другим пользователям)
Пароль
Напомнить пароль
Адрес электронной почты
Удалить
Отмена
map
Настройки профиля
Выбрать файл
Адрес электронной почты
(используется для входа на сайт)
Ник
(ваша подпись видна другим пользователям)
ФИО
Дата рождения
Новый пароль
Повтор пароля
Отмена
Дата публикации
c
по
Отмена