Сайт о соотечественниках и для соотечественников

Глашатай «любви и правды чистые ученья»

Светлана Минеева, Донецк
6 июня 2014, 16:30
 
Глашатай «любви и правды чистые ученья»

Фото: ru.wikipedia.org

Этот текст, посвященный творчеству М. Ю. Лермонтова - особенный. Просто прочтите его... и помните, что он прислан в редакцию портала "Окно в Россию" из Донецка. Думается, никому из читающих по-русски не надо объяснять, что происходит сейчас в этом городе

Приближается 200-летие со дня рождения великого русского поэта, прозаика, драматурга, художника Михаила Юрьевича Лермонтова. Лира Лермонтова звучит с неугасающей силой в русской и мировой культуре. Люди самых разных национальностей воспринимают гений Лермонтова с безмерным уважением и неизбывной любовью, память о нем чтут как в России, так и за ее пределами. Например, в Армении в честь поэта названо село, в Азербайджане в Гусаре сохранился дом-музей, где жил Лермонтов, в Грузии памятник поэту находится около Мцхета, под монастырем Джвари, а в Украине к 150-летию М.Ю. Лермонтова был установлен бюст поэта в Кривом Роге.

А в России первый лермонтовский музей возник в Санкт-Петербурге – городе ранней зрелости и творческого расцвета поэта, городе, с которым он связал свою судьбу с военной службой. Музей был организован в 1883 году при Николаевском кавалерийском училище (прежняя школа гвардейских юнкеров и подпрапорщиков, где учился Михаил Лермонтов), на основе него и возник, и ныне действует, Лермонтовский зал Пушкинского дома. На сегодняшний день музеи Лермонтова функционируют в родных поэту Москве и Тарханах (ныне село Лермонтово Пензенской области), на Кавказе – в Пятигорске, Тамани и чеченском хуторе Парабоч.

Музеи не только являются живой памятью о Лермонтове, но также и научно-исследовательскими и просветительскими центрами. В преддверии юбилея поэта свет увидело особенно большое количество интересных изданий, посвященных памяти М.Ю. Лермонтова. И сейчас предлагаем отправиться в небольшой круиз в мир книг и познакомиться с некоторыми популярными изданиями лермонтовских музеев.

Начало нашего книжного путешествия начнем со страны детства поэта – Тарханов (после 1917 года – село Лермонтово) – здесь, в имении своей бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, поэт провёл половину своей жизни, здесь же почивает он с миром. Уже 75 лет в селе расположен Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы» – уникальный историко-культурный памятник.

В рамках мероприятий, связанных с подготовкой к 200-летию со дня рождения поэта, музеем опубликована «Тарханская энциклопедия», где включены материалы о природе, истории, экокультурном наследии старинного села, а также альбом «М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество».

Альбом «М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество» (М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество: По фондовым материалам Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы».М., 2013. – 252 с.: ил.) – это роскошное подарочное издание с изумительным иллюстративным материалом. Очерки о различных этапах жизни поэта гармонично сопровождаются историческими документами, свидетельствами современников, фотографиями музейных реликвий, произведениями изобразительного искусства, а также стихами поэта, созданными им в соответствующую рассматриваемую пору. Страницы книги погружают читателя в атмосферу мест, связанных с памятью о поэте – Тархан, Москвы, Петербурга, Кавказа. Кроме других тем, затронутых в книге, повествуется о роли религии и искусства в становлении мироощущения поэта, о воплощении творческого наследия Лермонтова в музыке и на сцене. В альбоме используются материалы, хранящиеся в фондах музея.

С реликвиями музея-заповедника знакомит труд директора музея, заслуженного работника культуры России, Тамары Михайловны Мельниковой «И дышит непонятная святая прелесть в них…» (Мельникова Т.М. И дышит непонятная святая прелесть в них…: Рассказы о реликвиях Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы». – 3-е изд. – М., 2011. – 240 с.: ил.). Это первая попытка описания и публикации коллекции мемориальных вещей из фонда музея «Тарханы» – личных вещей поэта и вещей, принадлежащих его родным и близким, мемориальных предметов в интерьере барского дома и из тарханских церквей, работ Лермонтова-художника.

Интересная издательская находка музея – серия (с 2005 по 2012 года) изданий произведений Лермонтова, проиллюстрированных фондовым собранием музея-заповедника «Тарханы». Тексты изданий печатается по академическому собранию сочинений М.Ю. Лермонтова.

Уникальным остается и альбом «В честь девы, милой сердцу и прекрасной…» (В честь девы, милой сердцу и прекрасной…: Женщины-адресаты лирики М.Ю. Лермонтова / авт. текста и сост. Т.Н. Кольян. – М., 2005. – 50 с.: ил.), который посвящен женщинам-адресатам лирики Лермонтова. Читатель познакомится с барышнями, милыми сердцу поэта, поэтическими творениями, которые написаны под вдохновением ими – ведь музы в жизни любого творца играют большую роль. В оформлении использованы рисунки М.Ю. Лермонтова, гравюры и литографии первой половины ХІХ века.

Лермонтов воздвиг поэтический (что уж там – и художественный) памятник Кавказу. Поэта пленила богатая и величавая природа Кавказа, гордые и независимые жители этого царства вольностей и счастья борьбы за свободу. С кавказским краем Михаил Юрьевич был связан до последнего вздоха, и память о нем хранят здесь многие живописные уголки, а памятники поэту установлены во многих городах – Пятигорске, Кисловодске, Ставрополе, Владикавказе, Грозном, Нальчике, Тереке, Геленджике, Тамани и других населенных пунктах. Любопытно, что на дагестанской земле в 1964 году к 150-летию со дня рождения поэта был выведен новый сорт черешни «Лермонтовская поздняя», особенность которого в том, что ее плоды темного цвета созревают к концу июля – ко дню гибели поэта. Но вернемся к музеям. В Чеченской республике в 2004 году был основан Литературный музей М.Ю. Лермонтова (филиал Национального музея ЧР) в поселке Парабоч (Шелковской район) – в доме, который арендовали родственники поэта помещики Хастатовы, у которых и гостил Михаил Лермонтов. Кстати, это не первый музей Лермонтова в Чечне – в 1985 году в школе № 1 селения Валерик был создан лермонтовский музей, пополняемый краеведческими экспонатами, в том числе собранными на месте кровавого Валерикского сражения, однако этот музей пострадал в ходе боевых операций.

Память о двух поездках Лермонтова на Кубань хранит Дом-музей М.Ю. Лермонтова (мемориальное подворье казака Ф. Мысника) Таманского музейного комплекса (филиала Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е.Д. Фелицына).

Как раз экскурс о пребывании Лермонтова на Кубани, и в частности Тамани, предложен в издании Таманского музейного комплекса «Лермонтов на Кубани» (Захаров В.А., Малахова В.Г. Лермонтов на Кубани. – Таманский музейный комплекс, 2011. – 33 с.: ил.). Его авторы – старший научный сотрудник Центра кавказских исследований МГИМО Владимир Александрович Захаров и старший научный сотрудник дома-музея М.Ю. Лермонтова в Тамани Валентина Григорьевна Малахова. Исследователи предлагают читателям отправиться с ними по следам поэта: «Многое изменилось в этих краях, но попытайтесь проехать по тем дорогам, по которым когда-то «по казенной надобности» следовал поэт, и вы увидите бесконечные кубанские степи и кубанских казаков, белоснежные вершины Казбека и Шат-горы, бурный Терек и неумолкающие волны Черного моря. Итак, в путь». Кроме интересного фактического материала, здесь также представлены фотографии экспонатов из фонда музея.

Кавказ стал приютом вдохновения Лермонтова, он же – последним приютом его жизни. В Пятигорске, где земля обагрена кровью поэта, в 1889 году был установлен первый памятник М.Ю. Лермонтову, а в 1912 году был основан музей «Домик Лермонтова» – домик под камышовой крышей, где поэт прожил два последних месяца своей жизни. Ныне в Государственный музей-заповедник М.Ю. Лермонтова вошли лермонтовские места Пятигорска, Кисловодска и Железноводска, а также посёлка Иноземцево.

«Последний приют поэта» – именно так называется труд Елизаветы Ивановны Яковкиной (Яковкина Е.И. Последний приют поэта: Домик М.Ю. Лермонтова. – 4-е изд. – Пятигорск: Рекламно-информационное агентство на КМВ, 2004. – 154 с.: ил.) - краеведа, журналиста, директора музея «Домик Лермонтова» в 1937 – 1951 годы. Это уже четвертое издание книги, переиздано спустя более 20 лет смерти автора (к 190-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова и 120-летию со дня рождения Е.И. Яковкиной), но неизменно остается настоящей биографией «домика».

Следующую остановку в книжной экскурсии сделаем на первом международном проекте в лермонтоведении – Соснина Е., Карбоне А., Ямадзи А. М.Ю. Лермонтов: между Западом и Востоком. – Ессентуки: Творческая мастерская БЛГ, 2012. – 274 с.: ил. – (Рассказы экскурсовода. Вып. 11), который объединил исследователей трех стран – России, Италии и Японии. Авторы освещают новые грани творческого наследия великого поэта, отражающие как восточный, так и западный взгляды. Екатерина Леонидовна Соснина, старший научный сотрудник Лермонтовского музея-заповедника в Пятигорске, раскрывает темы лермонтоведения во французской исследовательской традиции, затрагивает вопрос кавказского влияния в творчестве поэта, обращается к образу «женщина как цветок» в поэзии. Итальянский филолог Алессандра Карбоне свою статью посвятила поиску «либертинских мотивов», а японский литературовед профессор Асута Ямадзи представил очерк о японском лермонтоведении и по нескольким инновационным темам, одна из которых – образ коня в творчестве Лермонтова как символа свободы, сравнение лошади и женщины.

Еще одно совместное издание Екатерины Сосниной и «Творческой мастерской Лазаря Берберова» – книга-альбом превосходного типографского исполнения «Художник, остановивший время» – к 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова и 90-летию кавминводского художника-краеведа В.П. Васина (Соснина Е.Л. Художник, остановивший время. В.П. Васин (1923 – 2009) : Региональная история в живописи, графике, изореконструкциях памятных лермонтовских мест. – Ессентуки: Творческая мастерская БЛГ, 2013. – 232 с.: ил.). Автор выполнила подборку работ художника, связанных с лермонтовской темой, изореконструкцией памятных лермонтовских мест, и сопроводила их лермонтовскими строками.

Книга главного хранителя Государственного музея-заповедника М.Ю. Лермонтова в Пятигорске – Николая Васильевича Маркелова «Лермонтов и Северный Кавказ» (Маркелов Н.В. Лермонтов и Северный Кавказ. – Пятигорск: Снег, 2008. – 384 с.: ил) - это прекрасно оформленное подарочное издание в кожаном переплете с золотым и рельефным тиснением на обложке и шелковым ляссе посвящено пребыванию поэта на Кавказе. Книга поведает о боевой судьбе Лермонтова, о живых связях лермонтовского творчества с кавказским фольклором, познакомит с прототипами лермонтовских героев. Автор предлагает отправиться в путешествие по кавказским просторам, где раскинулись лермонтовские сюжеты, пройтись памятными лермонтовскими местами, а также маршрутами современников поэта – Александра Пушкина, Льва Толстого, Александра Бестужева-Марлинского, Александра Дюма, других выдающихся личностей.

Пятигорское книжное издательство «Снег» совместно с Государственным музеем-заповедником М. Ю. Лермонтова готовит к выпуску новое коллекционное издание избранных произведений великого поэта в двух томах. Как сообщают издатели, первые сто экземпляров предстанут перед читателями в переплете из натуральной кожи, выполненном в соответствии со старинными технологиями, объемом 850 страниц на благородной дизайнерской бумаге, с золотым трехсторонним обрезом.

В год юбилея великого поэта поклонников лермонтовской лиры ждет еще много новых интересных изданий, которые, безусловно, пополнят копилку русской и зарубежной лермонтовианы. А завершить наш обзор хочется удивительным изданием – «Тайна Лермонтова», его автор – игумен Нестор (Кумыш) (Нестор (Кумыш), игумен. Тайна Лермонтова. – СПб: Библиополис, 2012. – 544 с.). Автор в своем труде задается целью «проникнуть в тайну личности поэта» – проследить духовный путь, показать живую религиозность Лермонтова, отраженные в его произведениях, а также «приблизить смысл его творчества к сознанию современного человека». Сквозь призму поэтического мира поэта читатель погружается в осмысление вечных тем человеческого бытия – веры, правды, любви, материнства, дружбы, свободы, молитвы, красоты мира, борьбы добра и зла... Через вдумчивое отношение к поэзии Лермонтова, в исследовании разоблачаются многие духовные и нравственные проблемы как лермонтовской эпохи, так и современности, в том числе «бессмысленная драма самоистребления», вражда как «слепая стихия зла, искажающая божественный замысел о мире». Ведь именно Лермонтову принадлежит одна из самых философских мыслей о войне:

Я думал: «Жалкий человек.

Чего он хочет!.. Небо ясно,

Под небом места много всем,

Но беспрестанно и напрасно

Один враждует он – зачем?»

Анна Ахматова однажды отметила, что в юбилеи рождения и смерти Михаила Лермонтова (1814 – 1841 гг.) происходят огромные потрясения человечества. Анализируя историческую данность и глядя на сегодняшний день, не будем оспаривать слова русской поэтессы. И сегодня, в наше бурное, насыщенное событиями время, очень хочется, чтобы мы не забывали о высших ценностях, и обращались к культурному наследию. Ведь ему, в том числе творческому наследию Михаила Юрьевича Лермонтова, принадлежит особая роль в поиске духовных ориентиров и раскрытии тех ценностей, которые способствуют духовному обогащению, а значит гармонии. На этих словах ставим точку с пожеланиями духовного и интеллектуального роста потенциала народов и каждой личности, а мира - во всем мире и в сердце каждого.

 
 
Подписаться на комментарии Комментарии 0
 
 

Новости партнеров

MarketGidNews
JHF.ru
Redtram
Loading...

Новости партнеров


 
Зарегистрироваться
Вход
Через социальные сети
Почта
Забыли пароль?
Пароль
Войти
Регистрация
Все поля обязательны к заполнению
Адрес электронной почты
(используется для входа на сайт)
Имя
(ваша подпись видна другим пользователям)
Пароль
Напомнить пароль
Адрес электронной почты
Удалить
Отмена
map
Настройки профиля
Выбрать файл
Адрес электронной почты
(используется для входа на сайт)
Ник
(ваша подпись видна другим пользователям)
ФИО
Дата рождения
Новый пароль
Повтор пароля
Отмена
Дата публикации
c
по
Отмена