Сайт о соотечественниках и для соотечественников

«Людям надо больше рассказывать об искусстве, особенно современном»

О современном искусстве в России и Европе, о том, что такое абстракция и почему в Австрии она понятна любому человеку, мы поговорим с художницей Екатериной Васильевой в проекте "Окно в Россию"

В настоящее время русское искусство мало известно в Австрии, да и в Европе в целом, тем более, что касается современных художников. Наша сегодняшняя героиня делает все возможное, чтобы как-то изменить подобную ситуацию. А еще у Екатерины Васильевой есть одна удивительная черта - она очень строго и честно подходит к оценке своего творчества. 

Profile: Екатерина Васильева, художник, в Австрии с 1995 г.

- Екатерина, Вы известны как художник-абстракционист - это довольно сложное направление в искусстве. Как Вы пришли к абстрактной живописи?

- Все было очень непросто, если учесть, что в свое время оно было под запретом. Образование я получила традиционное для советского времени - это была детская художественная школа, а затем училище МАХУ памяти 1905 года, где нас учили как можно точнее передавать форму, быть ближе к натуре. Но до нас уже доходили примеры нового искусства, такого загадочного, такого притягательного. И хотя после окончания училища я вступила в молодежную секцию МОСХа, где не поощрялись западные веяния, я решила поменять свое творческое кредо. Ведь всегда так бывает, когда ты чему-то научился, хочется идти дальше. Так, первая моя абстрактная работа была написана в 1993 году.

И уже через два года я уезжаю в Австрию с выставкой по приглашению моего будущего супруга. Двадцать три года он возглавлял Союз австрийских художников «Merz». Кстати, в этом году «Merz» празднует 100-летний юбилей. Работая в Союзе художников, ему приходилось организовывать выставки не только в своей стране, но и за ее пределами.

- Вам сложно было заявить о себе как о художнике в новой стране?

- Мне, конечно, было просто заявить о себе. Мой диплом не нужно было подтверждать. В Австрии в этом плане проще, чем в России. Если ты художник, ты можешь быть вообще без образования, достаточно самообразования, на такие вещи не смотрят. А вот, например, моя подруга-архитектор, ей пришлось сертифицировать диплом, а это занимает время.

- У Ваших полотен нет названий. С чем это связано?

- Это принципиальная позиция. Дело в том, что с абстрактной живописью есть скользкий момент, когда ее называешь чем-то конкретным, то человек видит только это. К сожалению, визуальное наше образование и наши привычки несколько по-другому развиты. Если будет называться картина «Цветок в поле», человек будет видеть только поле и цветок, а там же много планов прочтения. Для того чтобы эту прямую «считку» не вырабатывать у зрителя, я принципиально не называю свои работы. Пусть человек пытается вжиться, пусть прослушает картину от начала и до конца.

Если мы обратимся к музыке, то здесь ситуация несколько иная. Например, композитор написал произведение, пришел слушатель, и неприлично вставать и уходить. Он прослушает от и до, чтобы понять. Но я не могу заставить зрителя остановиться у картины. Тем более, если есть название, он скажет «я понял» и пойдет дальше. Моя задача в том, чтобы он остановился, составил свое мнение и, может, что-то созвучное для себя нашел.

Абстракция - это очень условное понятие. Здесь, так или иначе, существует форма, объекты, фигуры. Абстракция пытается выразить сущность предметов, чувств, внутренних пространств, но не впрямую, а образно. На мой взгляд, то, что я делаю, оно очень близко к музыке. Как композитор пытается передать свои впечатления посредством звуков, так и я пытаюсь передать свои ощущения через краски.

- Екатерина, скажите, а реалистическая школа, довольно сильная в нашей стране, до сих пор ценится в Европе или нынче что-то изменилось?

- Реалистическая школа, на мой взгляд, к сожалению, не востребована. Хотя я преподаю рисунок и живопись в классическом стиле, эти курсы пользуются популярностью только потому, что они здесь редкость, а мало их по причине неактуальности. Но они и здесь, к сожалению, тоже постепенно исчезают.

Произведение искусства, которое можно повесить на стену или поставить, постепенно замещается синтетическим искусством - синтезом искусств, который вырастает в отдельный вид. Так, например, реалистическая живопись вытесняется очень качественной фотографией.

- Как Вы считаете, где проще добиться успеха в России или все-таки в Европе?

- Я думаю, что и в Европе, и в России удается реализовать себя тем, кто этого действительно хочет, кто готов многим пожертвовать в своей жизни: комфортом, удовольствиями. Как правило, если люди работоспособные, если они целеустремленные, - то это получается. Другой вопрос — это финансовая сторона. Мне кажется, что заниматься живописью и зарабатывать одновременно очень сложно. Я помню после перестройки многие мои друзья ушли из живописи в дизайн, чтобы хоть что-то заработать, но время изменилось, и художники сейчас уже могут прожить, продавая свои работы.

- Сложно было адаптироваться в Австрии или Вы легко влились в общество?

- И да, и нет. И трудно и не трудно. Трудно, потому что приезжаешь в другую страну. Даже переехать в другую квартиру - это уже сложности. А начать жизнь заново - с новых картин, с новых впечатлений - еще тяжелее, сродни тому, как ты трогаешься на первой передаче. С другой стороны, я попала в ситуацию очень родную мне, потому что круг художников - он везде круг художников. И поэтому больших проблем у меня не было, за исключением языковых. Все-таки я русскоязычный человек. Я никогда не учила немецкий язык, знала только английский. И первое время говорила только на английском. Со временем язык выучился сам собой. Но все равно было трудно. Потому что, когда я говорю по-немецки, я, на самом деле, говорю по-русски, немецкими словами. То есть стиль, мышление остается русскоязычным. Сейчас я преподаю живопись на немецком языке, и меня прекрасно понимают.

- Вы в свое время организовывали проект «Акт-99». Что это был за проект? И как пришла идея его создания?

- Любые идеи родятся, конечно, спонтанно. Я приехала в Австрию, увидела, как там мало знают русское искусство, да и в России с австрийским искусством знакомы лишь специалисты. Тогда-то мы и задумали с мужем донести до широкого круга зрителей современные работы австрийских и русских художников. Проект «Акт-99» мы сделали в соавторстве с Центром современного искусства. Работать над проектом мы начали в 1997-м году, и в 99-м он состоялся. То есть это были два года интенсивной работы.

Скульптуры, инсталляции, видео, живопись, графика и фотографии - фактически это был фестиваль. В рамках проекта так же проходили литературные вечера, форумы-дискуссии искусствоведов и критиков. Выставка прошла в нескольких городах Австрии, а после мы ее запаковали и привезли в Москву. В общем, я должна сказать, что было много самоотверженной работы с австрийской стороны.

- Планируете подобное что-то в ближайшее время?

- Нет, я не планирую. Это было очень утомительно, и живописью я в это время практически не занималась, так как работа над такими проектами полностью замещает творчество. Да и финансовую сторону вопроса было довольно трудно организовать. Спасибо австрийским организациям, которые пошли навстречу и очень помогли.

- Есть какие-то национальные особенности в современном искусстве, разница между австрийским и российским?

- Существует ли какая-то разница?.. Я думаю, когда человек живет в определенном месте, в определенной среде, он думает и воспринимает окружающее немножко другими зрительными образами. А в остальном особенной разницы я не вижу. Искусство же делается конкретными художниками, и тут все зависит от их восприятия.

Должна сказать, что в Австрии абстракцию лучше понимают, чем в России. Я чаще сталкиваюсь с людьми, которые совершенно не имеют никакого отношения к искусству, но, тем не менее, они как-то более открыты. И, если в Москве, например, абстрактную живопись понимают коллекционеры, галеристы и художники и, может быть, очень небольшой круг людей, то в Австрии ее понимают шоферы, рабочие. Возможно, это связано с тем, что у нас абстрактная живопись была под запретом, воспринималась чуть ли не изменой родине.

Недавно в Гмундене у меня была выставка, и мне нужно было расплатиться с шофером за транспортировку полотен туда и обратно. Но вместо денег он попросил маленькую картинку на эту сумму. И добавил: «Вы понимаете, лежат пять тысяч евро в банке, и что мне с этого? А когда у тебя картина, она каждый день тебе что-то говорит». Я была поражена.

В Москве у меня, правда, тоже был подобный случай. В свое время у меня проходила выставка в Доме художников на Крымском валу, и приехал человек из города Клин. Очень просто одет и совершенно не похож был на ценителя искусства. Мы с ним много разговаривали о картинах, живописи. Он смог раскрыть каждую мою работу. Я была удивлена его пониманием живописи. В то время он работал мастером на заводе и коллекционировал живопись. Рассказал, как ему трудно из-за того, что никто из его окружения не понимает подобного увлечения. У него даже была идея коллекционировать только эскизы. В моих работах он как раз и увидел подобную «эскизность», легкость, к которой я стремлюсь, чтобы не было навязывания моих идей. Но таких людей – единицы. Например, в одной деревне, когда услышали, что я - художник, сразу все заулыбались: «А какие у вас картинки?» Отвечаю: «Я пишу абстрактную живопись», - и почувствовала, что просто все у людей внутри сжалось.

Надо, наверное, больше рассказывать людям об искусстве, особенно о современном.


В рамках проекта "Окно в Россию" на сайте "Голоса России" публикуются истории из жизни за пределами Родины бывших и нынешних граждан СССР и РФ, иностранцев, проживавших в России и изучающих русский язык,а также аналитические материалы и интервью, посвященные жизни русской диаспоры за рубежом.

Уехавшие за рубеж россияне часто подробно описывают свои будни в блогах и на страничках соцсетей. Здесь можно узнать то, что не прочтешь ни в каких официальных СМИ, ведь то, что очевидно, что называется из окна, с места событий, редко совпадает с картинкой, представленной в больших масс-медиа.

"Голос России" решил узнать у своих многочисленных "френдов" в соцсетях, живущих в самых разных уголках мира, об отношении к русскоязычной диаспоре, феномене русских за границей, о "русской ностальгии" и о многом-многом другом.

Если вам тоже есть чем поделиться с нами, рассказать, каково это – быть "нашим человеком" за рубежом, пишите нам по адресу home@ruvr.ru или на наш аккаунт в Facebook.

Оригинал публикации: Окно в Россию
 
 
Подписаться на комментарии Комментарии 0
 
 

Новости партнеров

MarketGidNews
JHF.ru
Redtram
Loading...

Новости партнеров


 
Зарегистрироваться
Вход
Через социальные сети
Почта
Забыли пароль?
Пароль
Войти
Регистрация
Все поля обязательны к заполнению
Адрес электронной почты
(используется для входа на сайт)
Имя
(ваша подпись видна другим пользователям)
Пароль
Напомнить пароль
Адрес электронной почты
Удалить
Отмена
map
Настройки профиля
Выбрать файл
Адрес электронной почты
(используется для входа на сайт)
Ник
(ваша подпись видна другим пользователям)
ФИО
Дата рождения
Новый пароль
Повтор пароля
Отмена
Дата публикации
c
по
Отмена