Сайт о соотечественниках и для соотечественников

Московская коллекция на Монпарнасском холме

В доме №21 по авеню дю Мэн в Париже в первозданном виде сохранилось знаменитое "Ателье Мари Васильефф" - художницы-кубистки, одной из самых ярких звезд на монпарнасском космополитическом небосклоне

...Дорожка, перегороженная лентами света, падающего сквозь листву, ведет в глубь укромного пассажа, мимо окон в обрамлении жимолости и плюща. Солнечные пятна образуют хоровод вокруг старого платана... Об этом живописном уголке вот уже более столетия говорят нежно и хорошо.

Здесь, в доме №21 по авеню дю Мэн, в первозданном виде сохранилось знаменитое "Ателье Мари Васильефф" - художницы-кубистки, одной из самых ярких звезд на монпарнасском космополитическом небосклоне тех десятилетий.

Мария Васильева родилась в Смоленске в 1884 году. Приехав во Францию в 1907-м, она становится ученицей Брака и Матисса. А затем, в 1910-м, основывает Российскую академию художеств - первую русскую парижскую живописную школу.

Мария Васильева участвовала в оформлении знаменитого монпарнасского ресторана "Куполь". Одна из ее фресок - белозубый негр в цилиндре и с моноклем, обнимающий клюющую носом соседку, - стала эмблемой ресторана. А еще художница мастерила маски для костюмированных балов, театральные декорации и костюмы, в том числе для прославленных "Шведских балетов".

Помимо таланта живописного Мария Васильева обладала талантом организаторским, была, что называется, "гением места". В 1915 году она открывает у себя в мастерской на авеню дю Мэн столовую для друзей-художников. Эту столовую, или, как ее называли, "кантину", Мария Васильева содержала на деньги, которые выручала от продажи кукол, изготовляемых ею для модных лавок.

В "кантину гениев" (как позже назовут ее историки искусства) слеталась монпарнасская богема - будущие великие: Жорж Брак, Ман Рей - "Человек-Луч", японец Фужита, Модильяни, Блэз Сендрар, появлявшийся в галстуке, расписанном Пикассо, и сам Пикассо в костюме тореро.

Из близлежащего фаланстера "Ля Рюш" ("Улей") являлись в кантину и российские пришельцы: Шагал, Сутин, скульпторы Липшиц, Ханна Орлофф, Осип Цадкин; еще Сюрваж, Шаршун, Кислинг, могучий Кремень, по ночам таскавший на себе говяжьи туши на близлежащих Вожирарских бойнях, получая по 5 франков за ночь...

...В разгаре лета гости пили и ели в саду, за столом, окружающим кольцом старый платан, а зимой - под стеклянной крышей мастерской.

Думается, что ставшая давно трюизмом мысль о том, что около 1910 года центр современной художественной жизни сместился с Монмартра на Монпарнас, притом возведение этой миграции в ранг символа - все это отчасти искусственно. Просто Монпарнас, в отличие от Монмартра, не был обременен традициями, памятью о XIX веке, импрессионистах, и оттого там было легче все начать заново.

С тех пор миновало свыше ста лет, а "традиции новаторства" бесшабашного богемного братства и по сей день сохраняются новыми обитателями пассажа на авеню дю Мэн, преображенного в 1999 году в Музей Монпарнаса.

Там проводятся фестивали, ретроспективы, летние монпарнасские праздники, единственные в своем роде!

Вот и в этом (нечетном) году, начиная с 7 июля, на авеню дю Мэн дал старт ежегодный фестиваль искусств Melting potes. Это название, упругое и звонкое, подобное тугому хлопку по мячу, - игра слов на основе скрещивания английского словосочетания (melting pot) - в переводе "плавильного котла", в данном контексте "сплава всех культур воедино", и французского фамильярного словечка "potes" - "дружки", дающее в сумме что-то типа "Дружеской тусовки".

В Музее Монпарнаса представлена русская графика 1900 - 1930-х годов из частного собрания Александра и Александры Заволокиных.

Александр и Александра

Они собирали картины для себя, и картины сохранили ауру своих собирателей.

Зачинатель коллекции - Александр Заволокин (1951 - 2008), безвременно ушедший пять лет тому назад. Его знали в России все, так или иначе связанные с художественным процессом: кураторы, галеристы, арт-критики, музейщики и, конечно, сами художники.

С 1994 года Александр Заволокин работал в Министерстве культуры, занимался организацией выставок в России и за рубежом. Это он, в частности, подготовил масштабную выставку современного искусства в ЮНЕСКО, состоявшуюся в Париже в 1999 году. Много сил и труда вкладывал он в работу Российского павильона на Венецианской биеннале. И во многом благодаря его энергии и энтузиазму в Москве в 2005 году состоялась первая Биеннале современного искусства.

О том, что Александр Заволокин собирает, к тому же, графические работы русских мастеров первой трети прошлого века, мало кто знал. Да и он сам себя коллекционером не считал. Просто собирал то, что нравилось ему самому, - окружал себя предметами, без которых не смог бы жить.

А нравились ему, в первую очередь, творения графиков советской России 1920 - 1930-х годов. При этом предпочитал он собирать не музейные имена, не прославленных мэтров, но тех, кто скромно скрывался долгое время на периферии официального искусства.

Работы своего любимого периода А.Заволокин искал и находил у букинистов, а еще на дачных чердаках, в подвалах домов у наследников... В поисках редкостной жемчужины он порой готов был сутками перерывать архивы, перетряхивать пыльные папки, рыться в захламленных закромах. На каждую находку Заволокин заводил учетную карточку, куда заносил все сведения, которые ему удавалось разыскать. Его знаменитая картотека служила многим.

В 1988 году случилось страшное: коллекция Заволокина сгорела. Он и сам тогда чуть не погиб. Спасла от отчаяния жена Александра.

Александра Заволокина - из первой волны русской эмиграции, той, что французы называют "les russes blancs"... В начале перестройки Саша приехала в Москву и повстречала, как говорится, свое "второе Я"...

Саша была стойким и верным другом. Вместе они заново начали собирать творения излюбленного А.Заволокиным периода. И с поистине чудесной быстротой коллекция возродилась вновь.

Александра Голицына, верный друг "двух Саш" и гость их московского дома (куда наезжала из Франции), рассказывает:

"В их "доме-матрице" было все, что он в жизни любил. А любил он "Сашу-2", свою счастливо найденную, идеально подобранную судьбой половинку; еще любил свои коллекции (иконы, наброски, рисунки, резной нефрит, эмали, пермское первобытное искусство) и дочь Машу, студентку парижской Школы изящных искусств. Их было двое, и они вдвоем - двое Саш - создали свой, абсолютно самодостаточный мир..."

У Александра Заволокина в десятках папок хранились десятки, если не сотни знаковых имен деятелей русского изобразительного искусства первой половины XX столетия. А еще он собирал рисунки и эскизы к книгам 20-30-х годов - периода расцвета русской иллюстрации. У него была настоящая "коллекция в коллекции": рисунки Василия Ватагина, Владимира Конашевича, Николая Купреянова, Бориса Кустодиева, Александра Лабаса, Владимира Лебедева, Ивана Пуни, Сергея Романовича, Павла Соколова-Скаля, Василия Шухаева, Михаила Соколова, особо любимого им.

Саши Заволокина не стало весной 2008 года. А в мае 2010-го галерея "Наши художники" организовала обширную выставку его памяти. Замысел выставки, по словам куратора Наталии Курниковой, состоял в том, "чтобы показать почерк собирателя, его вкус и ощущение эпохи".

Публике были предъявлены более 130 работ из коллекции Александры и Александра Заволокиных: графика, рисунки, эскизы декораций и театральных костюмов, экслибрисы, книжные иллюстрации.

"Столкновение с любой настоящей коллекцией всегда несет радость и удивление открытия, сначала художественного, а потом и человеческого. Отбирая работы для выставки, мы были ошеломлены масштабом графической коллекции Заволокиных. В сущности, полная публикация работ могла бы выступить в качестве неплохого справочника по истории русской и советской графики", - отмечала Наталия Курникова.

К открытию выставки был издан прекрасный каталог. Там, помимо репродукций, помещены очерки-воспоминания об Александре Заволокине его коллег и друзей: Михаила Швыдкого (экс-министра культуры), Леонида Тишкова, Стефана Кутурье, Бориса Шумянского, председателя искусствоведов России, трогательные воспоминания Александры Голицыной, которую Саша Заволокина знала с пеленок...

Сейчас Александра Заволокина вернулась из России во Францию, а сама Россия вернулась на Монпарнас. 15 работ из коллекции Заволокиных, представленные на выставке, - это советские художники, которым в том или ином качестве довелось посетить Париж, учиться здесь либо выставляться в ту или иную эпоху. Работы для показа помогала отбирать молодой музыковед Леа Бруй.

Чисто случайно Леа познакомилась с президентом Монпарнасской ассоциации господином Жаном Динем. И тот с энтузиазмом отнесся к идее экспозиции. Немудрено, ведь на Монпарнас с иных берегов вернулись мастера из России. Узнав о "коллекции-мигранте", господин Жан Динь дал "добро" на показ.

Видно, добрые духи Монпарнаса благословили нынешнее событие. Да и вообще, счастливый случай - это неосознанная необходимость.

Хоровод

Кто же они, российские гости на "Холме искусств"? Расскажем о некоторых.

"Русский импрессионист" Филипп Малявин (1869 - 1940) - афонский монах, участник выставок мирискусников, удостоенный золотой медали на Всемирной выставке в Париже.

Вера Пестель (1887 - 1952), футуристка, соратница Л.Поповой. Во время поездки во Францию в 1912 году посещала Академию La Palette (Палитра) А.Ле Факонье и Жана Метценже.

Александр Могилевский (1885 - 1980) - старейшина цеха московских художников-графиков. Участник всех крупных международных выставок книжной иллюстрации. В Париже выставлялся в 1913 г.

Александр Лабас (1900 - 1983) - советский художник, член группы ОСТ (Общество станковистов), представитель русского авангарда 20-30-х. Ученик К.Малевича, В.Кандинского, П.Кузнецова, К.Истомина, А.Лентулова. Делал панорамы и диорамы для советских павильонов на Всемирной выставке в Париже (1937), Всемирной выставке в Нью-Йорке (1939), а также для Главного павильона ВСХВ (1938 - 1941).

Мартирос Сарьян (1880 - 1972), армянский и советский живописец. Действительный член АХ СССР (1947), Народный художник СССР (1960). Действительный член АН Армянской ССР (1956). В 1900-х годах участвовал в выставках художественных объединений "Голубая роза", "Союз русских художников", "Мир искусства", "Четыре искусства". Сильное влияние на Сарьяна, как известно, оказала живопись П.Гогена и А.Матисса. В 1910 - 1913 годах он путешествует - посещает Турцию, Египет, Иран. В 1926 году у Сарьяна состоялась крупная персональная выставка в Париже.

Михаил Езучевский (1880 - 1928). В начале 1900-х годов уехал в Париж, где учился живописи. В своем творчестве испытал влияние В.М.Васнецова и художников "Мира искусства".

Иван Пуни (1892 - 1956) - знаменитый представитель "Парижской школы". С 1923 года жил во Франции, общался с Ф.Леже, А.Марке...

Александр Шевченко (1883 - 1948) учился в Париже в 10-е годы. Вслед за Н.Гончаровой и супрематистами открыл для себя архитектонику и графизм древнерусской иконописи как источника самоидентификации.

Волею судеб эти имена, знаменитые или полузабытые, сегодня предъявлены парижской публике.

Выставка в Музее Монпарнаса открыта до 27 июля 2013 г.

Оригинал публикации: Русский очевидец
 
 
Подписаться на комментарии Комментарии 0
 
 

Новости партнеров

MarketGidNews
JHF.ru
Redtram
Loading...

Новости партнеров


 
Зарегистрироваться
Вход
Через социальные сети
Почта
Забыли пароль?
Пароль
Войти
Регистрация
Все поля обязательны к заполнению
Адрес электронной почты
(используется для входа на сайт)
Имя
(ваша подпись видна другим пользователям)
Пароль
Напомнить пароль
Адрес электронной почты
Удалить
Отмена
map
Настройки профиля
Выбрать файл
Адрес электронной почты
(используется для входа на сайт)
Ник
(ваша подпись видна другим пользователям)
ФИО
Дата рождения
Новый пароль
Повтор пароля
Отмена
Дата публикации
c
по
Отмена