Сайт о соотечественниках и для соотечественников

Загадочная русская душа глазами западного эксперта

Сегодняшний гость проекта «Окно в Россию» доктор Джеффри Мюрер (Dr Jeffrey Murer) - эксперт в области культурной идентичности из Университета Сент-Эндрюс в Шотландии рассказал, что он думает о России и о загадочной русской душе.

Сегодняшний гость проекта «Окно в Россию» доктор Джеффри Мюрер (Dr Jeffrey Murer) - эксперт в области культурной идентичности из Университета Сент-Эндрюс в Шотландии рассказал, что он думает о России и о загадочной русской душе. Ученый рассказывает, какие интересы, по его мнению, Россия отстаивает в XXI веке, чем отличается современная концепция «русскости» от советского «я», какую роль играет православная церковь и русский язык в формировании российской идентичности, и почему менталитет времен холодной войны мешает российско-американским отношениям.

- Постсоветская российская самоидентификация остается тайной для большинства западных ученых. Как сказал один русский поэт, иностранец никогда не поймет «русскую душу». Как вы понимаете российскую идентичность в XXI векe? И чем отличается современное российское самосознание от советского?

- Стоит начать с того, что понятие русской идентичности в советские годы было достаточно неясной концепцией. Различие между русским и советским зачастую были размыто. Некоторые считают, что советская идентичность появилась во время Великой Отечественной войны. Это была война, когда русские сражались за Россию. С этой точки зрения, Великая Отечественна война сплотила русских под лозунгом «патриотической русскости» - это новое самосознание распространилось на все народы России. Такая идентичность была очень открытой, щедрой и мультикультурной. В постсоветское время она преобразовалась в новую русскую идентичность через понятие «Родина». Поэтому мне кажется, что между российской и советской идентичностью существует огромная разница, хотя между ними сохраняется преемственность.

- Учитывая, что Россия это мультикультурное государство, каковы основные факторы влияющие на формирование современного российского «я»? Можно ли считать, что русский язык и христианство это основные компоненты российской идентичности?

- Это очень сложный вопрос, его постоянно обсуждают и оспаривают. С одной стороны, понятие «русскость» как «Родины» может вмещать в себя языковое различие. Быть и ощущать себя русским не отменяет возможность говорить на финно-угорских и алтайских языках. С другой стороны, я считаю, что русский язык неотъемлемая часть русскости. Очевидно, что русский язык отличает людей от финнов, прибалтов и украинцев. На Украине сейчас как раз осуществляется лингвистическая политика: язык, на которым ты говоришь, определяет твою национальность. С этой точки зрения, говорящих на русском языке людей относят к русским лишь по языковым принципам.

Лингвистическая политика также играла огромную роль во время чеченской войны. В отличие от многих других регионов, в Чечне говорят на своем родном языке, а не на русском. В этом смысле, язык использовался с целью отделить чеченский народ от российского народа.

Что касается религии, то я думаю, что за последние десять лет религия стала чрезвычайно важной в определении русской самоидентификации. Стоит отметить, что сегодня правительство пытается создать партнерские отношения между церковью и государством. Это достаточно умный шаг со стороны Кремля, так как близкая связь с церковью всегда играет на руку легитимности правления. Я не говорю, что без церкви у государственного аппарата России нет легитимности, просто от союзничества с православной церковью политический истеблишмент будет социально и политически сильнее. Важно отметить, что хоть это и умный шаг, но он создает определенные проблемы с самоидентификацией людей, живущих в России, но исповедующих другую веру. И это тот вызов, который России предстоит решить в рамках новой мультикультурной политики.

В сущности, религиозный вопрос это своеобразный тест для российской демократии. Это тест на то, сможет ли Россия остаться космополитичной страной и одновременно сохранить контроль над общественно-политической ситуацией. Я бы даже сказал, что это тест на проверку, насколько хорошо Россия сможет управлять мультикультурным советским наследием в постсоветском мире.

- С вашей точки зрения, насколько русская идентичность влияет на политику страны в международных вопросах? Как Вам кажется, российским политикам удалось избавиться от менталитета времен «холодной войны», в чем их часто обвиняет американский политический истеблишмент?

- Самое интересное, что то же самое можно сказать в адрес американской политической элиты – как внутри, так и вне администрации Обамы. Со стороны американской политической элиты было много случаев провокаций, направленных против «русского» чувства. Во время администрации Буша Белый дом оставался глух к России, когда размещал радиолокационные станции и ракетные установки в Польше и Чехии. Россия в этом видела лишь агрессию в духе «холодной войны». Поэтому можно говорить о существовании духа «холодной войны» и в США, и в России. В частности, я считаю, что это из-за того, что большинство политической элиты в России и США выросли в странах, находившихся в состоянии «холодной войны», и они не умеют мыслить иначе. Например, Кондолиза Райс была одним из таких «воинов» холодной войны.

- В этом свете, как вы оцениваете развитие российско-американских отношений в ближайшее время?

- Конфликт в Сирии яркий пример тому, что оба государства мыслят реалиями «пост-холодной войны», но еще недостаточно открыты для абсолютно нового мышления. И должен признаться, в этом я вижу вину американцев. В сирийском вопросе нужно признать, что у России есть свои интересы, не в последнюю очередь потому, что Сирия предоставляет российскому флоту доступ к Средиземному морю. И Россия просто отстаивает свои интересы в регионе. И какой бы не был исход конфликта в Сирии, Россия хочет минимизировать ущерб своих активов в Сирии. И по поводу того, что делают США и как они относятся к России, можно лишь сказать одно, чья бы корова мычала. США преследовали свои интересы в Египте, не обращая внимания на мнение других стран, которые считали, что США поддерживали авторитарный режим Мубарака. В Ливии США полностью проигнорировали мнение России. Американские политики не одобряют политику России в Сирии только потому, что они не могут делать там все, что хотят. И мне кажется, что такое поведение Америки связано с ее заблуждениями о позиционировании себя, как единственной державы в мире после окончания холодной войны. Вероятно, это вызвано небывалым военным потенциалом страны, ведь США обладает такой военной мощью, какой нет у других современных государств. А с другой стороны, США неадекватно оценивают реалии современного мультиполярного мира, где есть еще Европа, Китай, Бразилия, Индия и Россия, которые тоже имеют право голоса.

- Забавно, что в нашем с Вами разговоре Вы делали различия между Москвой и Россией. Вы это сознательно делали?

- Забавно, что вы это заметили. Вероятно, я делал это несознательно. Но если делать это сознательно, то я могу сказать лишь, что как-то в 1990-х я своим коллегам сказал, что Россию нельзя понять, побывав лишь в Москве. В Волгограде вы испытываете другие ощущения, чем в Москве, тоже происходит в Екатеринбурге и во Владивостоке. И с этой точки зрения, можно провести параллель между Москвой и Вашингтоном. Как и Москва, Вашингтон это такой маленький геометрический пузырь. Далеко не всегда Вашингтон отражает мнение всех американцев, то же верно и для Москвы. Чтобы понять русскую душу и русскость, надо выехать за пределы Москвы.


В рамках проекта "Окно в Россию" на сайте "Голоса России" публикуются интервью и истории из жизни за пределами Родины бывших и нынешних граждан СССР и РФ, а также иностранцев, проживавших в России и изучающих русский язык.

Уехавшие за рубеж россияне часто подробно описывают свои будни в блогах и на страничках соцсетей. Здесь можно узнать то, что не прочтешь ни в каких официальных СМИ, ведь то, что очевидно, что называется, «из окна», с места событий, редко совпадает с картинкой, представленной в «больших» масс-медиа.

"Голос России" решил узнать у своих многочисленных "френдов" в соцсетях, живущих в самых разных уголках мира, об отношении к русскоязычной диаспоре, феномене русских за границей, о "русской ностальгии", и о многом-многом другом.

Если вам тоже есть чем поделиться с нами, рассказать, каково это – быть "нашим человеком" за рубежом, пишите нам по адресу home@ruvr.ru или на наш аккаунт в Facebook.

Оригинал публикации: Окно в Россию
 
 
Подписаться на комментарии Комментарии 0
 
 

Новости партнеров

MarketGidNews
JHF.ru
Redtram
Loading...

Новости партнеров


 
Зарегистрироваться
Вход
Через социальные сети
Почта
Забыли пароль?
Пароль
Войти
Регистрация
Все поля обязательны к заполнению
Адрес электронной почты
(используется для входа на сайт)
Имя
(ваша подпись видна другим пользователям)
Пароль
Напомнить пароль
Адрес электронной почты
Удалить
Отмена
map
Настройки профиля
Выбрать файл
Адрес электронной почты
(используется для входа на сайт)
Ник
(ваша подпись видна другим пользователям)
ФИО
Дата рождения
Новый пароль
Повтор пароля
Отмена
Дата публикации
c
по
Отмена